Твоя тема

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Твоя тема » Удивительное рядом » Стефан Цвейг


Стефан Цвейг

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Мне трудно писать о нём, потому что я очень люблю его.
Но  я попытаюсь…очень бережно..
Однажды мне попался не очень известный незаконченный роман С. Цвейга «Кристина Хофленер» («Угар преображения»)..
Казалось бы, ничего особенного,  в сравнении с его мощными новеллами,  жизнеописаниями знаменитостей, «Нетерпением сердца», «Письмом незнакомки»…и …особенно чтимым мною «Вчерашним миром».
Но именно этот отрывок из не очень популярного романа сподвиг меня открыть автобиографию мэтра (иногда думаю -  лучше бы я этого не делала). Извечное любопытство - как жил человек, который сумел так описать ощущения девушки, ежедневно томимой на работе, наблюдавшей ненавистные часы, которые будто  отнимали её время, её свободу:

«… стенные часы она видит будто впервые, отмечая, что стрелки не убегают куда-то в сторону, а ходят только по кругу – от двенадцати к единице, от единицы к двойке и опять к двенадцати, затем опять от единицы к двойке и обратно к двенадцати, по одному и тому же кругу, не удаляясь ни на шаг; от завода до завода часы несут бессменную вахту и никогда не увидят свободы, замурованные навеки в прямоугольный коричневый футляр…»

Книга была не дочитана, пока я не прочла его биографию и не поразмыслила над ней. А подумать было над чем. Вопросы…почему…зачем…надо ли было?
До сих пор неловко даже думать об этом. Но разве можно себе запретить?
__________________________________________

Стефан Цвейг – австрийский писатель, критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий появился на свет в 1881 году в сказочном городе Вена в богатой и благополучной семье фабриканта Морица Цвейга. Мать, Ида Бреттауэр, принадлежала к богатейшей семье еврейских банкиров, члены которой расселились по всему миру. Иосиф Бреттауэр, дед Стефана, служил банкиром римского Папы и Ватикана. Естественно, современникам Цвейг казался баловнем судьбы, любимцем богов, счастливцем, везунчиком, родившимся «с серебряной ложкой во рту». Ему повезло появиться не просто в богатой семье, но и родиться вторым сыном. Мальчик с детства гордился своим происхождением и ни в чем не знал отказа.
https://i.imgur.com/6v6o1p4m.jpg
Позже, уже став известным писателем, он утверждал, что детских воспоминаний у него нет.
Повезло и с местом рождения. Вена конца 19 века пропитана воздухом высокой культуры. В литературе это Гофмансталь, Шницлер и Рильке, в музыке – Малер, Шенберг, Веберн и Альбан Берг, в искусстве Густав Климт, Коломан Мозер, Карл Молл и Отто Вагнер. «Будучи гурманами в кулинарии, исключительно заботясь о хорошем вине, терпком, свежем пиве, пышных мучных изделиях и тортах, этот город притязал и на более тонкие наслаждения. Музицировать, танцевать, играть в театре, беседовать, вести себя деликатно, с тактом – все это культивировалось здесь как особое искусство», – отмечал С. Цвейг (Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М. 2004, с. 20.).

Повезло с кругом общения. Был дружен с такими известными людьми, как Эмиль Верхарн, Ромен Роллан, Франс Мазерель, Огюст Роден, Томас Манн, 3игмунд Фрейд, Джеймс Джойс, Герман Гессе, Герберт Уэллс, Поль Валери, Максим Горький, Рихард Штраус, Бертольд Брехт.

Неудивительно, что такая атмосфера рано пробудила в С.Цвейге тягу к собственному сочинительству. С юных лет стал печатать в газетах и журналах стихи и статьи о проблемах современной литературы и искусства. Двадцатилетний автор подвел предварительный итог своей поэтической деятельности в сборнике «Серебряные струны"». Стихи были по моде того времени - томные, «упаднические», или, как их еще называли, «декадентские». Например, такие:

Я первой нежности люблю возникновение,
Когда еще мечты и чувства полускрыты.
Потом нам суждены лишь бурные мгновенья,
На жизненном пути они, как версты, врыты.
В ней дуновенье; двух кровей, текущих разно,
Прикосновение, очей и рук игра.
Но уж поблескивают искорки соблазна
И разлетаются, как ночью у костра.
Тем и мила она, что детская забава,
Но скоро налетит любовный непокой.
Трепещет на ветру весенняя дубрава
И гнется под его безжалостной рукой.

Везенье сопровождало его и в жизни. Повезло с внешностью. В молодости Цвейг был красив и пользовался большим успехом у дам.
https://i.imgur.com/ha5WOzFm.jpg
Долгий и страстный роман начался с «письма незнакомки», подписанного таинственными инициалами ФМФВ. Фредерика Мария фон Винтерниц тоже была писательницей, женой крупного чиновника. После окончания первой мировой войны они поженились. Двадцать лет безоблачного семейного счастья.
https://i.imgur.com/nSry82ym.jpg
На протяжении двух десятилетий Цвейг и Фредерика были практически неразлучны, а если и расставались на несколько дней, то непременно обменивались нежными письмами. Творческая семья: она — автор нескольких повестей и романов, пользовавшихся успехом в Австрии, он — всемирно известный писатель, жили в счастье и благополучии, наслаждаясь любовью и творчеством.
https://i.imgur.com/o28SWBem.jpg
Но однажды все изменилось…
Его стихами, гармонично звучащими под музыку Штрауса, восхищался Рильке. Над его новеллами проливали слезы тысячи женщин. Его проза приводила в восторг Роллана и Герцля. Казалось, судьба благоволит к нему. Но начавшаяся война испортила всё: пацифист Цвейг бежал в тихий Зальцбург и оказался и изоляции.
https://i.imgur.com/vxnwi5Zm.jpg
Современники упоминают, что у Цвейга, человека с очень тонкой психологической конструкцией, оказался сильнейший комплекс: он панически, до ужаса боялся старости.
Как-то вечером Стефан и Фредерика отправились побродить по улочкам Зальцбурга. Им навстречу шла пара: старик, тяжело опиравшийся на палку, и бережно поддерживавшая его молоденькая девушка, которая все время повторяла: «Осторожнее, дедушка!» Позже Стефан сказал жене: «До чего же отвратительна старость! Не хотел бы я дожить до нее. А впрочем, если бы рядом с этой развалиной была не внучка, а просто молоденькая женщина, кто знает… Рецепт вечной молодости остается одним на все времена: старый человек может ее позаимствовать только у влюбленной в него молодой женщины…».
В ноябре 1931 года Цвейгу исполняется 50 лет. Он на вершине литературной славы, у него любимая жена — и вдруг он впадает в жуткую депрессию. Одному из друзей Цвейг пишет: «Я не боюсь ничего — провала, забвения, утраты денег, даже смерти. Но я боюсь болезней, старости и зависимости».

Фридерика же, видимо, не поняв его страхов и переживаний, решила «облегчить» ему творческий процесс: увлеченная собственной литературной работой, она наняла для Стефана секретаря-машинистку. 26-летняя польская еврейка Шарлотта робко появилась в их доме и скромно заняла подобающее ей место. Несколько лет Цвейг метался внутри любовного треугольника, не зная, кого выбрать: стареющую, но все еще красивую и элегантную жену, к тому же соратницу по литературному творчеству, или любовницу — молодую, но какую-то невзрачную, болезненную и несчастную девушку, от которой ждал чуда возвращения молодости. И все-таки выбрал последнюю…
Дружбу с Фредерикой писатель сохранил и вёл с ней постоянную переписку. В одном из писем признался: ««Судьбу не обмануть, царя Давида из меня не вышло. Кончено - я больше не любовник». А в следующем письме мольба о прощении: «Все мои мысли с тобой».
В желании отправиться куда-нибудь подальше от охваченной фашизмом Европы, они с Лоттой переехали сначала в Латинскую Америку (1940), затем в США (1941), однако, в конце концов, решили поселиться в небольшом бразильском городе Петрополис, пригороде Рио-де-Жанейро.

https://i.imgur.com/T9yVi3Cm.jpg
Депрессия и отчаяние нарастали. Писатель чувствовал, что теряет корни, теряет прошлое. Тяжелое настроение отразилось в последней мемуарной книге «Вчерашний мир». Цвейг с грустью констатировал, что прежний мир, прежний «Век надёжности» исчез, а в настоящем он всюду чувствовал себя чужим. Воспоминания Стефана Цвейга, изложенные им в автобиографии под названием «Вчерашний мир», вызывают исключительный интерес, прежде всего потому, что в них воспроизведены, наряду со сведениями, касающимися жизни и творчества самого автора, портреты ряда знаменитых современников, тех с кем ему довелось дружить, общаться на приятельских или деловых началах. Они бесценны ещё и потому, что сопровождаются его размышлениями о целой эпохе, охватывающей временной отрезок с конца 19-го столетия до 40-х годов 20 века, который представлял для него уходящий безвозвратно, во многих своих проявлениях противоречивый мир. Это не книга-бестселлер, написанная для развлечения читателя, и не исторический роман. Как пишет сам автор, он поставил перед собой цель «запечатлеть эту нашу напряжённую, неимоверно наполненную драматизмом жизнь…».
23 февраля 1942 г. газеты всего мира вышли с сенсационным заголовком на первой полосе: «Знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг и его жена Шарлотта покончили с собой в пригороде Рио-де-Жанейро». 
Они добровольно ушли из жизни, приняв большую дозу веронала. Рядом с ними, на письменном столе — 13 прощальных писем.
Оправдывая свой поступок, Шарлотта писала, что смерть станет для Стефана освобождением, да и для нее тоже, потому что ее замучила астма. Стефан Цвейг оставил прощальное письмо: «После шестидесяти требуются особые силы, чтобы начинать жизнь заново. Мои же силы истощены годами скитаний вдали от родины. К тому же я думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью — личная свобода. Я приветствую всех своих друзей. Пусть они увидят зарю после долгой ночи! А я слишком нетерпелив и ухожу раньше них».
________________
Он оставил больше вопросов , чем ответов.
Но то, что он написал, близко, откликается…вызывает восторг…

Отредактировано Дум (08.04.20 23:44:21)

+3

2

Думаю, Чешир, в эпоху covid-19 найдется немало желающих последовать примеру знаменитости, родившейся «с серебряной ложкой во рту». Особенно в Европе. Во времена Цвейга люди еще не были так зациклены на молодости, красоте, успешности, благополучии, беззаботной свободной жизни. Бегство, робость и отсутствие смысла поставили точку в жизни писателя. Его мир перестал быть...

0

3

136997,13 написал(а):

Думаю, Чешир

Ой, я ж тут еще ничего не успел сказать. Но Цвейга читал. Сознаюсь. Читал много и с удовольствием) Остальные претензии похвалы Думу)

+1

4

Думу — безусловно https://reklama-no.ru/smiles/hi.gif
Но как же без комментариев Чешира, а?  :glasses:

0

5

137001,13 написал(а):

Но как же без комментариев Чешира, а?

А что я?) Лишь любитель почитать и поймать ощущение или мысль от прочитанного. Цвейг сам распорядился своей жизнью, вот так как мог. А из прочитанного в свое время впечатлило "Письмо незнакомки". По юному возрасту я все никак не мог понять - что она нашла в этом невзрачном и эгоистичном парне, пусть и даже известном? Она же молодая, красивая - столько прекрасных людей вокруг. Ради чего такая жизненная жертва? Чтобы перед его глазами всплыл однажды смутный образ женщины..? Но, когда меня накрыло первое чувство, да еще безответное, дошло. Да, неправильно, глупо, а иногда и унизительно поступаешь лишь для того, чтобы увидеть, побыть в последний раз с человеком, который ничего к тебе не испытывает. А в твоем сердце все же крутится какая-то надежда, а вдруг? Что за этим "вдруг" знает лишь сам любящий и нелюбимый человек. И у героини "Письма" тоже были свои чаяния.
Впечатлил и "Амок". Этот гон я тоже знаю, но комментировать не буду. Когда читал, было созвучно.
"В сумерках" - замечательная новелла о том, как легко полюбить образ. Тот, который человек создал в своем воображении. И да, это настоящая любовь. Ее объект может и не существовать, может не отвечать взаимностью. Но любовь живет и меняет жизнь человека.

"Лишь теперь постигает он до конца всю нелепость этого дикого недоразумения, его душит злость и стыд за свою глупость, и вместе с тем мучительная боль терзает его. Теперь он знает, что Марго для него навеки потеряна, но любовь его остается неизменной, усугубленная щемящей тоской по недостижимому счастью. А Элизабет? Он с гневом отталкивает ее образ, ибо всю ее преданность, все затаившееся теперь пламя страсти он отдал бы за одну улыбку Марго, за одно лишь беглое прикосновение ее руки. Если бы Элизабет открылась ему тогда, он полюбил бы её, потому что в ту пору он еще по-детски принимал любовь, но теперь имя Марго, запечатлённое тысячью снов, слишком глубоко врезалось в его душу, теперь он уже не властен исторгнуть его из своей жизни".

Много хорошего у Цвейга. К нему у меня личная благодарность. Можно сказать, что спас в свое время. Мир ему и покой. Зря он так...

+2

6

И Вам, Чешир  https://reklama-no.ru/smiles/hi.gif
Одно из другого...
Человек, тонко чувствующий, способный выразить чувства словами, так, чтобы эти слова спустя годы помогли другим людям обрести почву под ногами, воспринимает мир острее, чем другие...
Все-таки это страх...

Отредактировано Кори (09.04.20 16:58:17)

+2

7

А меня в этой истории всегда цепляла бедняжка Шарлотта.

136970,20 написал(а):

«Знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг и его жена Шарлотта покончили с собой в пригороде Рио-де-Жанейро».

Такое милое множественное число. Ах, они не выдержали. Они покончили. С собой, да.
Сколько в этом решении процентов голоса было у женщины? Хотела ли она умереть вот так? А если бы была не одна, в Бразилии, посреди глуши? А если бы талантливый, но явно пребывавший не в себе муж не капал ей на мозги? Двадцатый век, а спутница гения фактически восходит на погребальный костер мужа, повторяя дикую индийскую традицию. А ей было всего 33.

+2

8

Да как знать, Gray, может и впрямь астма замучила.
В глуши.

+1

9

Gray, не думаю, что взрослую женщину можно заставить закончить жизнь добровольно "капаньем на мозги", как Вы выразились.
Что там было и как... знают только они сами.
Я же приведу слова Ремарка из романа «Тени в раю»: «Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством, они могли бы излить кому-нибудь душу хотя бы по телефону, несчастья, возможно, не произошло бы. Но Цвейг оказался на чужбине среди чужих людей».

Отредактировано Дум (09.04.20 18:13:56)

+1

10

137008,13 написал(а):

Да как знать, Gray, может и впрямь астма замучила.
В глуши.

Через несколько лет в той же бразильской глуши недалеко от Петрополиса будет задыхаться от астмы Элизабет Бишоп, известная американская поэтесса. Она проживет в Бразилии 17 лет, вернется в Штаты, к ней однажды приедет ее бывшая любовница Лота де Маседо Соареш и тоже покончит с собой. Правда, в одиночку.
Нехорошее место этот Петрополис...

137013,20 написал(а):

Что там было и как... знают только они сами.

Может, вполне может быть. Нам об этом не узнать, да оно и незачем, история уже состоялась.
Меня больше задевает тон, в котором пишут исследователи. Так, будто жизнь женщины - это довесок, дополнение, нечто маловажное (с одной стороны). А с другой - какой все-таки поступок она совершила! Так любила мужа, что предпочла уйти вместе с ним. Об этом непременно нужно упомянуть, хоть дама и была болезненной, странной и очень от мужа зависела. Ее посмертно делают объектом, а не субъектом, именно это мне очень не нравится.

+4

11

137016,8 написал(а):

Нехорошее место этот Петрополис.

Да..факт широко и общеизвестный..
Грустно.
Но что делать..
Думаю, обьект- ли.. субъект.. но ушла с тем,кого любила. Кто был ее жизнью.
И..кстати..статья и рассуждение не о ней.. о нем!

Отредактировано Митроша (09.04.20 19:36:51)

+1

12

Дум, спасибо огромное за этот материал! В психологии (да и психике) самого Цвейга-человека можно копаться бесконечно. А вот как автор он однозначно прекрасен! Помню на немецкой литературе практически все выезжали исключительно на нем, если была возможность выбора. Ну Ремарк ещё, да. Остальное такая скука смертная... 

137016,8 написал(а):

Через несколько лет в той же бразильской глуши недалеко от Петрополиса будет задыхаться от астмы Элизабет Бишоп, известная американская поэтесса. Она проживет в Бразилии 17 лет, вернется в Штаты, к ней однажды приедет ее бывшая любовница Лота де Маседо Соареш и тоже покончит с собой. Правда, в одиночку.
Нехорошее место этот Петрополис...

Gray, думаю, многие смотрели замечательный фильм «Редкие цветы», снятый по мотивам книги. Удалось ли Вам ее перевести и поделитесь ли Вы с нами этой интересной историей?

Отредактировано Ли С. (09.04.20 20:05:15)

+3

13

137024,94 написал(а):

Помню на немецкой литературе практически все выезжали исключительно на нем, если была возможность выбора. Ну Ремарк ещё, да. Остальное такая скука смертная...

Ли С., порадовали.  Цвейг и Ремарк...в их творчестве есть для меня что-то нужное и близкое. А попутно я грешу любопытством к биографиям)). 
Спасибо!

+2

14

137024,94 написал(а):

Gray, думаю, многие смотрели замечательный фильм «Редкие цветы», снятый по мотивам книги. Удалось ли Вам ее перевести и поделитесь ли Вы с нами этой интересной историей?

Как же, как же) Удалось)) После того, как мироздание замечательными руками человеческими подогнало мне эту книгу, я не могла ее не перевести.
Вычитать нужно - и в печать, а я отлыниваю. Все кексами балуюсь

+4


Вы здесь » Твоя тема » Удивительное рядом » Стефан Цвейг